Новогодний стол в Австрии

Праздновать Рождество в Австрии всегда начинали с обрядовой трапезы. Но, придаваемое ей в старину значение было далеко за рамками праздничной еды, так как характер блюд и действий, которые были с ними связаны, имели магический смысл. Так как продолжение поста было до восхождения первой звезды, а сочельник считался постным днем, то ели в этот день мало, всего один раз, пища состояла из жидких, и, в основном, холодных блюд, особенно в очень религиозных семьях.


традиции, новый год, австрия, рождество, обрядовая трапеза. молочный суп

Запреты эти немного ослабели лишь после окончания первой мировой войны. Правда и тогда пища нередко состояла из молочного супа с добавлением картофеля и лапши, или из пива и сыра. Можно было также употреблять хлеб, сушеные груши, сливы и яблоки. А сразу же после мессы и в самый первый день Рождества к столу подавали все самое лучшее, чтобы весь следующий год прожить в достатке. В Штирии, к примеру, для закрепления такого изобилия, праздничный стол еще и окружали цепями.


Заранее начинались все основные приготовления. В обязанности женщин входило выпекание хлеба, который имел ритуальное значение. Также с этим были связаны некоторые приметы и предписания. В Верхней Австрии, Штирии и Каринтии крестьянки сажали специальный хлеб в печь за семь дней до Рождества. Присутствующими при этом действии были все домочадцы, потому как считалось, что будущий урожай будем тем лучше, чем больше глаз на хлеб смотрит. Также урожай зависел от количества крестов и кругов, сделанных амбарным ключом на каравае.


С началом сочельника, хлеб ставился на праздничный стол и стоял там до шестого января, а на некоторых территориях его начинали резать лишь на 2-й день Рождества. Хлеб являлся своеобразным символом единения всей семьи и рода. По народным поверьям, этот хлеб мог отогнать болезнь, дать здоровье и силу. Также хлеб народ связывал с христианскими персонажами, приписывая пришедшим в Вифлеем пастухам умение его выпекать.


Несколько испеченных караваев разрезали в сочельник при всей семье (по другим источникам – на 2-й день Рождества). Каждому полагалась его доля. Остатки отдавали скоту, крошками посыпали поля, фруктовые деревья, как бы приобщая к общей трапезе и наделяя плодородием. Также с куском своего хлеба ходили в гости 26 декабря, который обменивали на хлеб хозяев, закрепляя тем самым дружбу. Влюбленные тоже ели этот хлеб вместе, символизируя объединение, а помолвка после этого считалась состоявшейся.


А на востоке страны новым блюдом, вытеснившим обрядовый хлеб, считался яблочный штрудель. Также готовили различные мучные блюда с разнообразной начинкой (кислой и сладкой) или без нее, которые назывались крапфен. Его раздавали как гостинцы ряженым. Их выпекали и в другие святочные дни, связывая приготовление с теми же приметами, что и с выпечкой в Австрии обрядового хлеба.


Рождественский ужин включал в себя и жидкие мучные каши (чаще пшеничные). Бахлькох – так называли кашу в Зальцбурге и Тироле – варили чаще всего на молоке, поливая затем медом с маслом. Считалось, что она придавала съевшему ее человеку ум и силу. Отсюда походит и поговорка о том, что некто мало съел каши.


После мессы можно было есть все: блюда из мяса, говядину и свинину с кислой капустой и хреном, различные колбасы. Популярность свинины объяснялась или же ее дешевизной, или же она также имела какие-то ритуальные значения, ведь обычаи, с ней связанные, имели отношение к Новому году. Сегодня на праздничный стол все чаще ставят венский шницель, а также рыбу: у жителей города это, преимущественно, карп, у сельского населения – более дешевые рыбные сорта.


Обязательно на столе должны присутствовать орехи, бобы, горох, мак (они являются символами множественности), а мед кушали для сладкой жизни. Практически все они являлись и составляющими поминальных блюд.


Трапезой на Рождество нужно было поделиться со всем хозяйством, принадлежащим семье: это и скот, и деревья, и поля, и очаг… Крошки хлеба и другие остатки от трапезы разбрасывали на полях, бросали на землю и под деревья, приглашая его поесть. Дети Штирии предлагали фруктовым деревьям отведать бахлькоха. А, например, в Зальцбурге (вплоть до середины девятнадцатого столетия) было принято целовать дерево с набитым пищей ртом, чтобы оно было не ленивым и таким полным, как и рот целующего.


< Как встречают Новый Год в США? |